Пагубные последствия осетино-кабардинской войны » Новости Осетии

Пагубные последствия осетино-кабардинской войны » Новости Осетии

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Поиск по сайту



 

Популярное

 

Календарь

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

 

Архивы

Февраль 2016 (4)
Январь 2016 (7)
Декабрь 2015 (8)
Август 2013 (10)
Июль 2008 (11)
Июнь 2008 (29)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетия и Осетины

 

     
 
 

Новости Осетии:  Пагубные последствия осетино-кабардинской войны

 

Осетино-кабардинская война вследствие продолжительности и ожесточенности своей имела самое пагубное влияние на благо­состояние и нравственность не только обеих воюющих сторон, но н всех остальных племен, обитавших в Среднем и Западном Кав­казе. Со времени принятия кабардинцами магометанства война эта получила религиозный характер, а известно, что нет страш­нее войны и нет сильнее ненависти, как та, которая берет свое начало от противоположности нравственных принципов. Но на этом злополучная судьба осетин не остановилась.
Всякая война, ведущаяся из-за религии, неминуемо влечет за собой и коренную перемену в социальном быту народов. Когда в северных окраинах Осетии сначала отдельные абреки, потом целые семейства, аулы и, наконец, общества стали принимать религию кабардинцев, тогда естественным образом война была перенесена в недра семейств и обществ, так что превратилась в кровавое междоусобие. Осетины до тех пор поклонялись своим дзуарам; но вот тот или другой член семейства стал доказывать, что эти дзуары — истуканы и что надо поклоняться пророку ненавистных кабардинцев. Естественно, что подобный член общества был изгоняем и делался абреком. Число этих абреков увеличивалось так, что от них ни на одной дороге не было проезда. Чтобы прекратить губительную расправу и обеспечить себя хоть на время от слишком частых набегов кабардинцев и возрастающего числа абреков, многие пограничные аулы Осетии были вынуждены обстоятельствами принять новую веру.
Таким образом, магометанство охватило мало-помалу Дигорию, Тагаурию, Куртати и передние аулы Валаджирского ущелья. Вместе с тем междоусобия надолго были внесены в недра Осетинского общества, и они находятся в тесной связи с разложением у них патриархальных порядков.
Как известно, коренные осетины жили и живут отчасти до сих пор мелкими обществами, члены которых большей частью стоят между собой в близком родстве. Главой подобного общества считается всегда старший по порядку родства. Эти общества считали себя суверенными и не подчинялись даже в деле суда ничьей власти. Они не знали частной собственности — все между членами одного и того же рода было общим; каждый получал, по известному порядку, от общества необходимые средства к жизни, и все, что он зарабатывал, принадлежало не ему, но целому роду. Для поддержания этого порядка каждый член рода всю жизнь свою находился под непосредственным надзором и неограниченной властью своего отца или заменяющего его старшего брата. Для предупреждения всяких столкновений между членами одного и того же рода каждый должен был соблюдать известные правила покорности в отношении старшего и неизменные древние обычаи во всех тончайших мелочах жизни.
Нужно знать эти обычаи для убеждения в том, что для многих исполнение их должно было со временем сделаться чрезвычайно тягостным. Но малейшее отступление от обычаев неминуемо влекло исключение из общества. Подобный исключенный всегда делался и должен был делаться абреком. Число этих абреков по всей Осетии было так велико, что они населяли целые аулы. Подобным аулом был, например, аул Карца в Куртатинском ущелье, уничтоженный в 1830 г. генерал-майором кн. Абхазовым. Вся жизнь абреков проводилась в разбое и грабежах, при­чем, конечно, не щадили и своих. Патриархальные общества защищались против них чем и как могли. Но этого еще недоволь­но: жившие в соседстве общества или отдельные их члены часто ссорились между собою, и, по кулачной расправе, ссоры эти кон­чались большей частью дракой или убийством. Тогда каждый родич убитого считал своей нравственной обязанностью и долгом чести убить не столько самого убийцу, сколько вообще какого-нибудь члена его рода, так как, по коренному закону патриар­хального порядка, целый род один только отвечает за все дей­ствия принадлежащих к нему лиц. Это называется кровною местью, которую, по добровольному между враждующими сто­ронами условию, можно было предупредить только уплатой кровных денег. Но плата эта, по обычаю, была определена так высоко (18x18 коров), что редкое семейство было в состоянии внести ее. Впоследствии кровные деньги налагались в меньшем размере выборными от обеих сторон третейскими судьями, но цена крови не объявлялась враждующим сторонам до уплаты полной суммы. Поэтому, боясь совершенного обеднения, многие семейства решались скорее дать кровной мести ход, чем согла­ситься на подобную неопределенную сделку.
Таким образом, редкий аул жил со своими соседями в добром согласии; большею частью аулы враждовали между собой, стара­ясь при этом истреблять взаимно друг друга. Замечательный подобного рода случай мне был передан в Куртатинском ущелье. Жители соседних аулов Ладз и Цимити еще сотни лет тому назад рассорились из-за чего-то и поэтому еще и в начале настоящего столетия считали друг друга кровными врагами, так что всякий житель аула Ладз безнаказанно мог убивать или грабить каждого жителя аула Цимити и наоборот, если кто-либо из этого аула хотя на несколько шагов удалялся в сторону от одной тропинки, которая по условию была предоставлена жителям аула Цимити для безопасного проезда. Валаджирцы в продолжение несколь­ких веков жили в смертельной вражде с куртатинцами.
Когда раздоры начались в среде семейств и родов, тогда слу­чалось, что семейства, преследуемые кровной местью, по целым годам проводили в своих башнях, не выходя из них ни на шаг.
Возрождение Осетии, хотя трудное и медленное... начинается со времени подчинения осетин России. Но очерк новейшей исто­рии этого древнейшего из народов Европы не входит в план настоящей статьи.


В. Б. Пфафшаблоны для dle 11.2

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

Template not found: /templates/defnewfree/relatednews.tplTemplate not found: /templates/defnewfree/relatednews.tplTemplate not found: /templates/defnewfree/relatednews.tplTemplate not found: /templates/defnewfree/relatednews.tplTemplate not found: /templates/defnewfree/relatednews.tpl

 

 

 

 

Просмотров: 2 354 | Автор: admin | Дата: 29 ноября 2007 | Напечатать

 
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.
 
     

 

 

 

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2013. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!