Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия » Новости Осетии

Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия » Новости Осетии

 

Навигация по сайту

:: Главная страница

:: Поиск по сайту

 

Популярное

 

Календарь

«    Март 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

 

Архивы

Февраль 2016 (4)
Январь 2016 (7)
Декабрь 2015 (8)
Август 2013 (10)
Июль 2008 (11)
Июнь 2008 (29)

 

Статистика

Рейтинг@Mail.ru

 

Рекомендуем

Осетия и Осетины

 

     
 
 

Новости Осетии:  Принятие осетинами магометанства и иноземные нашествия

 

Со времени завоевания арабами Дербента и Дагестана, не менее и впоследствии, при персах, магометанство медленно, но верным шагом распространялось по Кавказу в направлении с вос­тока к западу. В Дагестане христианство вполне исчезло; зато оно сохранялось еще долго в Осетии и на «Черкесской горе» в «Стране христиан», как говорится во многих аварских и чечен­ских народных песнях. Оба религиозных течения — восточное, или магометанское, и западное, или христианское, — встретились в Среднем Кавказе. Весьма естественно, что при той низкой сте­пени развития, на которой стояли тогда кавказские горцы, маго­метанство должно было одержать верх над христианством. Но так как во многих обществах Западного и Среднего Кавказа, между прочим, и у осетин с давних пор уже не было никаких церк­вей и они были христианами только по имени, в существе же — язычниками, то победа в Среднем и Западном Кавказе, одержан­ная магометанством, собственно, не может считаться победою магометанства над христианством, но — над язычеством.
Черкесское племя (во главе их — кабардинцы) приняло маго­метанство в продолжение XV и XVI столетий. В половине XVI толетия последние следы христианства в Кабарде были уничто­жены окончательно крымскими татарами, которые под предводительством Давлет-Гирея покорили тогда всю Кабарду. С тех пор в Кабарде всегда находился с многочисленными войсками крымский, а по покорении Крыма турками — турецкий паша. Местопребыванием этих пашей были горные ущелья — Чегемское и Баксанское. Кабардинцы платили дань. Чтобы остано­вить успехи крымских татар, царь Иван Грозный, как известно, заключил союз с кабардинским князем Темрюком, но скоро после Темрюка могло случиться, что турецкий паша о голову знатного кабардинского князя Кургоко Хатожукова выбивал табак из своей трубки. За эту обиду кабардинцы, правда, отблагодарили своих угнетателей своего рода Варфоломеевской ночью, но на успех магометанства это не могло уже иметь никакого влияния.
Магометанская пропаганда, конечно, проникла тогда и до Осетии, и те части ее, которые находились в зависимости от кабардинских князей, действительно и приняли магометанство, вероятно, уже в XVI или в продолжение XVII века, так как с тех пор осетины, даже христиане, часто стали давать своим детям магометанские имена. Прочие осетины остались номинально христианами или, вернее, так как они о христианстве не имели никакого понятия, — язычниками. Последнему обстоятельству нужно приписать и то, что в магометанских аулах Осетии, как многими уже замечено, общественная нравственность стоит, отчасти и до сих пор, выше, чем в так называемых христианских аулах. К тому же в осетинские ущелья, оставшиеся свободными от кабардинцев, магометанство проникло в меньшей мере только потому, что осетины, бывшие с кабардинцами в смертельной вра­жде, не хотели иметь с ними общей религии и давать к себе доступ кабардинским муллам.
Во время религиозного кризиса в Осетии последовало кроме нашествия крымских татар еще несколько других иноземных нашествий, тоже отчасти стоявших в связи с магометанством. Из этих нашествий памятен особенно поход в Кавказские горы Шаха-Абаса. Осетинское народное предание хорошо помнит об этом событии. Сах (так называют его осетины) был в Валаджире и в Куртате. Валаджирцы рассказывают, что предки их встре­тили Саха в Нузале, где они защищались, сбрасывая с высоты гор камни на войска и обливая их кипятком. Куртатинцы же показы­вают, что Сах обстреливал пушками древний, высеченный в скале монастырь в Дзивгисе и поджег церковь; потом осетины отступили до крепости Хилака, в глубине Куртатинского ущелья, где они храбро защищались, но крепость, однако ж, была взята вследствие измены одной женщины, которая дала персам знак, где и когда сделать приступ, сняв свои красные штаны и вывесив их у стены.
Осетины, кроме того, вспоминают пребывание у них Саха еще следующей легендой.
На одной высочайшей скале в Куртатинском ущелье заметна длинная горизонтальная линия, которая издали похожа на доро­гу, искусственно высеченную в скале; охотники, побывавшие на верху скалы, действительно подтверждают, что там виден еще след (Сахнад), по которому будто бы Сах проехал на своей ар­бе. Такое предание еще не расследовано компетентными ли­цами.


В. Б. Пфаф

 

 

 

 

 

 


Другие новости по теме:

 

 

 

 

Просмотров: 1730 | Автор: admin | Дата: 29 ноября 2007 | Напечатать

 
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1 дней со дня публикации.
 
     

 

 

 

 
  Главная страница | Новое на сайте

Copyright © 2005-2013. Осетия и Осетины
При использовании материалов гиперссылка обязательна!